Н. В. НЕВРЕВ (1830 — 1904)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Глядя на автопортрет Николая Васильевича Неврева 1863 года, никак не угадаешь еще в этом изображении, где господствует приподнято-романтическое представление о личности художника, будущего жанриста и бытописателя, обличителя темных сторон российской действительности.
Часть ярко освещенного лица затенена широкополой шляпой, голова дана в изысканном повороте, портретное изображение вписано в овал, — словом, здесь зритель найдет некое поэтически обобщенное изображение артиста, слегка даже на европейский лад.
В начале 1860-х годов Неврев много занимался портретом, полотна его имели большой успех у публики, и в том же 1863 году Третьяков заказал ему портрет актера М. Щепкина для своей галереи. Но уже к середине 1860-х годов Неврев оставляет портретный жанр и принимается за создание картин, которые снискали ему славу одного из передовых русских художников, неразрывно связавших свое творчество с освободительными идеями революционных демократов.
Отзываясь о картине Неврева «Торг» (1866), Стасов писал, что художник соединил здесь «бытовую национальную правду с потрясающей драматичностью». Это сцена из крепостного быта, торговая сделка, предметом которой является живой товар. Продается молодая крестьянка, по всей видимости, мать семейства. Сделка происходит между двумя приятелями-помещиками в самой, казалось бы, естественной обстановке, в уютном кабинете среди книг и картин, она сопровождается дружеской беседой, но обоим просвещенным варварам и в голову не может прийти мысль о чудовищности подобного торга.
Последовательным борцом с социальной несправедливостью выступает Неврев в таких своих картинах, как «Панихида на сельском кладбище» (1865), «Протодиакон, провозглашающий многолетие на купеческих именинах» (1866), «Воспитанница» (1867), в акварели «Купец-кутила» (1867), при этом его критика затрагивает все слои современного ему русского общества. По заслугам воздается и угодливой корысти духовенства, и звериной дикости купцов-толстосумов, и растленным нравам дворянства.
Полотна Неврева неотделимы от освободительного движения 1860-х годов, от социального протеста поэзии Некрасова, от обличительного пафоса драматургии Островского. Так же, как оба эти корифея русского критического реализма, Неврев многие свои произведения посвятил драматической судьбе русской женщины, гибнущей в условиях «темного царства». Иные его картины почти впрямую развивают и интерпретируют сценические ситуации драм Островского. Так, к примеру, картина «Воспитанница» кажется прямым продолжением одноименной пьесы, причем живописец еще более обострил сюжет, резче развернул психологические характеристики, а само расположение действующих лиц и их взаимоотношения приобрели у него живость и выразительность сценического действия.
Неврев родился и прожил всю жизнь в Москве, и это наложило отпечаток на все его искусство. Герои его картин — обитатели богатых купеческих домов, с их архаическим образом жизни, с аляповатым убранством их жилищ — все это без сомнения списано им с натуры в купеческих «твердынях» Замоскворечья.
Хорошо знаком Невреву и быт дворянских особняков, благодаря чему живыми и убедительными являются не только персонажи его картин, но и вся внешняя среда, в которой протекает их жизнь. Прекрасно написаны его интерьеры, с. безошибочно отобранными характерными деталями обстановки, всегда способствующими трактовке сюжета и раскрытию психологии героев.
Произведения 1860-х годов — наиболее значительное из созданного Невревым. Позднее, в 1870-х — 1880-х годах, он обращается к исторической живописи, к временам Ивана Грозного, Бориса Годунова, Алексея Михайловича, Петра Великого.
Исторические полотна — самые многочисленные в наследии Неврева, они принесли ему широкую известность при жизни, но еще Стасов отмечал, что они намного слабее его бытовых вещей, которые и для последующего развития русского искусства имели неизмеримо ббльшее значение. Позднее Неврев вновь обращается к бытовому жанру, и хотя его картинам, как, впрочем, и всему искусству 1880-х и 1890-х годов, уже недостает прежнего обличительного духа, он продолжает оставаться мастером живого психологического рассказа.
В 1889 году на XVII Передвижной выставке появляются три новых картины Неврева: «Семейные расчеты», «Мочалов среди своих почитателей» и «Смотрины», из которых наиболее удачной является последняя. В обзоре выставки отмечается, что «каждая из них несравненно лучше его исторических полотен».
Последний период творчества Неврева, покончившего на семьдесят четвертом году жизнь самоубийством, отмечен несколькими удачными портретами, где он проявляет себя подлинным мастером этого жанра.


При цитировании гиперссылка обязательна.      Современная качественная тепловая пушка подарит много тепла в доме.