Абстракционизм в живописи


Абстракционизм Абстракционизм (от латинского «abstractus» – «отвлеченный») – одно из направлений в живописи в XX веке, в котором структура картины строится только на формальных элементах – отвлеченной конфигурации, линии, цветовом пятне.

Абстракционисты отказываются от воспроизведения форм реального мира – свои субъективные впечатления, эмоциональные переживания, поток сознания и фантазии они воплощают в беспредметных композициях.

Абстракционизм в буквальном смысле слова взорвал мир искусства и положил начало новой эры в живописи. Эра характеризуется отказом от работы внутри рамок и ограничений и тотальной свободой самовыражения. Художника-абстракциониста ничего не связывает; он может изображать не только людей и окружающую реальность, но даже мысли, эмоции и ощущения, применяя при этом любые формы выражения.

Обычно произведения в абстрактном стиле представляют собой сочетание форм, пятен, линий и пр. Неподготовленному зрителю абстрактная картина кажется мазней, скоплением «клякс», пятен и хаотичных линий, но на самом деле такой взгляд на творчество является ошибочным. Каждая форма и цветовое сочетание имеют свою идею и смысловую нагрузку.

Как направление, абстракционизм сформировался в самом начале XX века сразу в нескольких странах. Появление направления связано с происходившей на стыке столетий глобальной революцией практически во всех сферах человеческой жизни. Живопись не стала исключением. Молодые художники желали освободить творчество от старых норм и шаблонов, для чего экспериментировали с цветом и формой, впускали в творческий процесс неосознанное и хаотичное. Основоположниками направления считаются В. В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан, Ф. Капка и Р. Делоне.

«Родителем» абстракционизма чаще всего называют русского живописца Василия Кандинского (1866-1944 гг.). В своих ранних работах художник искал баланс между реальностью и абстрактным образом. Произведения, выполненные в 1900-е гг. («Прогулка», 1903 г.; «Озеро», 1906 г. и др.) можно назвать «полуабстрактными», в них предметный и беспредметный миры сосуществуют. Живописец хочет освободиться от материального и обрести полную свободу выражать свои чувства, но на этом этапе его творчества привязанность к предмету мешает этому.

Постепенно художник приходит к осознанию, что линии, цвет и созданные с их помощью формы и ритмы сами могут создавать «внутренний звук», вызывающий отклик в душе зрителя. В своих акварельных работах 1910-1912 гг. художник переходит черту, отделяющую фигуративность от абстракции («Церковь в Мурнау», 1910 г.; «Мурнау. Сад», 1910 г.; «Ангел Страшного Суда», 1911 г.; «Страшный суд», 1912 г. и др.). С этого момента Кандинский отказывается от воспроизведения предметов внешнего мира и начинает писать беспредметные композиции.

Свои абстрактные картины Кандинский делил по степени отделения от предмета на «импрессии», «импровизации» и «композиции». По мнению художника, «импрессия» рождается как прямое впечатление от внешнего мира («Импрессия III (Концерт)», 1911 г.). «Импровизация» становится бессознательным выражением внутренних ощущений («Импровизация. Потоп», 1913 г.; «Импровизация. Мечтательное», 1913 г.). Высшей формой абстрактной живописи он называл «композицию» – в ней нет никаких связей с реальностью («Композиция V», 1913 г.; «Композиция VII», 1913 г.). Создавая свои абстрактные полотна, художник полностью изменил природу живописи – от искусства, связанного с повествованием, он увел ее в сторону музыки, выражающей самые сложные душевные состояния человека.

С самого начала появления абстракционизма в направлении образовались два основных течения. В. Кандинский стал представителем лирико-эмоционального абстракционизма, когда композиции создаются из свободно перетекающих друг в друга форм и ритмов. В этом же направлении работали в более поздний период представители абстрактного экспрессионизма американцы Джексон Поллок и Марк Ротко.

Другое течение – геометрическая или логическая абстракция – представлено творчеством В. Малевича (1879-1935 гг.). Художник отказался от отображения на холсте реальных вещей и явлений и создавал пространство путем комбинирования геометрических фигур, цветных плоскостей, линий.

Знаменитое произведение Малевича «Черный квадрат» (1915 г.) остается на протяжении многих десятилетий, пожалуй, самой обсуждаемой работой в истории русской живописи. Кто-то убежден, что «Черный квадрат» - это просто геометрическая фигура, а кто-то видит в нем философское послание, зашифрованное великим мастером. В направлении логической абстракции, кроме Малевича, работали такие выдающиеся живописцы, как нидерландский художник Пит Мондриан (1872-1944 гг.) и француз Робер Делоне (1885-1941 гг.). Широкую известность получила работа Мондриана «Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным» (1921 г.).

Абстракционизм, как направление в живописи, долгое время был в андеграунде. Его не понимали, подвергали осуждению, резкой критике и даже высмеивали как искусство «без смысла». Однако со временем взгляд на абстрактное искусство постепенно изменился, и сегодня оно существует наравне с другими направлениями в живописи.

Как художественное явление, абстракционизм достаточно сильно повлиял на становление современной архитектуры, дизайна, промышленного и декоративного искусства.