Авангардизм в живописи


Абстракционизм Авангардизм (от французского «avant-gardisme» – передовой отряд) – условное наименование многих направлений в живописи XX века, для которых характерны подчеркнутая конфронтация с признанными художественными направлениями, полное противопоставление новых художественных принципов и традиций прежним.

Общим для всех авангардных течений является то, что они предполагают отрицание всех устоев существующего искусства и какую-либо преемственность традиций.

Среди других характерных признаков авангардизма можно выделить следующие:

- отрицание эстетических и моральных норм обывательского, мещанского, буржуазного мира;
- отказ от канонов живописи XIX века, т.е. отказ от изображения видимой действительности;
- революционный и часто разрушительный творческий пафос;
- положительное отношение к любым социальным изменениям в обществе;
- поиск новых художественных форм, приемов, тем, живописных средств выражения и т.д.;
- разделение формы и духовного смысла;
- соединение рационального и иррационального.

Авангардизм включает множество разных течений: футуризм, кубизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм, абстрактное искусство и пр. Введение в живопись кардинальных новшеств началось в начале XX века с возникновения кубизма, футуризма, экспрессионизма, позже – абстракционизма, примитивизма. В 1920-1930-е гг. на смену им пришел сюрреализм.

Одним из ранних представителей кубизма является Пабло Пикассо (1881-1973 гг.). Одно из самых известных полотен Пикассо «Девочка на шаре» (1905 г.) представляет причудливые сочетания геометрических форм и человеческих фигур и словно выступает настоящим гимном красоте женского и мужского тела.

К знаменитым представителям кубизма можно отнести также испанца Хуана Гриса (1887-1927 гг.), Любимым жанром живописца являлся натюрморт («Скрипка и шахматная доска», 1913 г.; «Бутылка и ваза для фруктов», 1919 г.).

Одним из основоположников экспрессионизма можно назвать норвежского художника Эдварда Мунка (1863-1944 гг.). Творчество живописца проникнуто мотивами отчаяния, смерти, одиночества. Его полотно «Крик» на аукционе 2012 г. было продано в частные руки за 119 млн. долларов.

В отличие от экспрессионистов, испытывавших растерянность и порой даже ужас перед лицом современного мира, футуристы принимали будущее с упоением и экзальтированным оптимизмом. Они с восторгом прославляли новейшие достижения техники, в социальном плане в войнах и революциях видели очищение мира от «старой рухляди». Образцом футуристической живописи являются работы итальянского живописца Умберто Боччони (1882 -1916 гг.). Мастер пытался воплотить динамизм индустриальной эпохи путем изображения вихреобразного движения пересекающихся форм и плоскостей («Возносящийся город», 1910 г.; «Горизонтальные объемы», 1912 г.).

Самым ярким представителем сюрреализма является Сальвадор Дали. Полотна Дали – это Вселенная переживаний автора. В них есть эротизм и садизм, жизнь ходит рядом со смертью, а вымысел трудно отличить от реальности. Смешение несовместимых на первый взгляд элементов рождает ощущение иррациональной реальности («Превращение Нарцисса», 1936-1937 гг.; «Лебеди, отраженные в слонах», 1937 г.; «Атомная Леда», 1949 г.).

Если европейский авангардизм нередко черпал вдохновение в творчестве «примитивных» народов, то представители русского авангардизма опирались в какой-то мере на древнерусское и крестьянское искусство. В то же время русские живописцы нередко использовали приемы модернистских направлений, господствующих в Европе (кубизм, футуризм и пр.). Под вывеской «авангард» на русской почве объединились такие течения в живописи, как абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм.

Основоположником русского абстракционизма считается Василий Кандинский (1866-1944 гг.). Абстракционисты стремились сделать живопись отвлеченной, рассчитанное на ассоциативное восприятие. Кандинский сравнивал живописное полотно с музыкой и считал своей основной целью отображение на холсте «звучания духовного мира». Особая роль отводилась форме и цвету («Лирическое», 1911 г.; «Контрастные звуки», 1924 г.).

К. Малевич (1878-1935 гг.) вышел за рамки абстракционизма и создал новое направление – супрематизм. Реальность в супрематизме отображается простыми формами – сочетанием цветных кругов с квадратами, прямыми линиями и т.д. В знаменитой работе Малевича «Черный квадрат» (1915 г.), ставшей своего рода манифестом беспредметного искусства, художественность сведена к минимуму, на передний план выдвинут цвет и сочетание плоскостей.

Художники-конструктивисты преклонялись перед достижениями научно-технического прогресса. Для работ конструктивистов важны геометризм, лаконичность форм, четкость, практицизм, индустриальность. Конструктивизм выразительнее всего проявился в искусстве плаката (В. Степанова, А. Родченко).

Кубофутуризм соединил в себе черты итальянского футуризма и французского кубизма. В стиле кубофутуризма творили в разные периоды своей деятельности О. Розанова, Л. Попова, К. Малевич и др. Произведения, выполненные в этом стиле, отличаются максимальным отвлечением от конкретных форм реальности и выполнены с отрицанием любых традиционных правил создания картины («Плотник», В.Малевич, 1912 г.; «Путешественник», Л. Попова, 1915 г.).

Перед 2-ой мировой войной авангардистские направления в живописи значительно ослабили свои позиции. После окончания войны, в конце 1940-х гг. и в 1950-1960-е гг., широкое распространение получили течения неоавангарда. Неоавангард не просто продолжил традиции «классического» авангарда, но и во многом превзошел их смелостью своих методов и целей. Среди неоавангардистских течений можно отметить абстрактный экспрессионизм (ташизм), акциопизм, поп-апт, гиперреализм, концептуализм. В конце XX – начале XXI вв. интерес к неоавангарду в живописи не уменьшился и активно поддерживается рынком и рекламой.