Батальный жанр в живописи


Батальный жанр Батальный жанр живописи связан с темами войны и военной жизни. Основное место в батальных произведениях занимают сцены сражений (включая морские), а также военных походов.

Живописцы-баталисты передают героику войны, стремятся раскрыть историческое значение событий – это роднит батальный жанр с историческим. Произведения, изображающие повседневную жизнь военных, находятся на стыке с бытовым жанром.

Сцены военных походов и сражений были темой изображений с древних времен. Рельефы на стенах храмов, на древнеримских триумфальных арках, изображения на вазах восхваляли воинскую доблесть и мужество героев сражений и прославляли победителей.

В Средневековой Европе сцены сражений появились на тканях, книжных миниатюрах, иконах. К эпохе Возрождения относятся первые попытки реалистичного живописного изображения битв, демонстрирующие яростное противостояние противоборствующих сторон и героическую готовность к борьбе. Среди батальных произведений этого периода самыми знаменитыми являются картины Паоло Уччелло и Пьеро делла Франчески (XV век), копии с картона для утраченной фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангьяри» (1503-1506 гг.) и фрески «Битва при Кашине» Микеланджело (1504-1506 гг.), полотно «Битва при Заре» Тинторетто (ок.1558 г.).

Дальнейшее развитие батальный жанр живописи получил в картинах испанского живописца Диего Веласкеса (1599-1660 гг.). В знаменитом полотне «Сдача Бреды» (1634-1635 гг.) художник вместо прямого изображения батальных сцен нарисовал сцену примирения, а именно, сцену передачи губернатором Бреды ключей от крепости испанскому генералу Спиноле, руководившему военной операцией. Художник изобразил обоих военачальников в почтительных позах. Великодушие и уважение к побежденным голландцам, продемонстрированное Спинолой, напоминает о гуманности и человечности. Однако частокол из длинных копий испанских солдат, занимающих почти третью часть картины, не дает забыть о недавнем жестком противостоянии сторон.

События мировой истории (Великая французская революция 1789-1794 гг. и Наполеоновские войны) не могли не найти свое отражение в творчестве живописцев-баталистов. Ранние полотна французского живописца А. Гро (1771-1835 гг.) посвящены романтическому воспеванию революционных войн, более позднее творчество – возвеличиванию Наполеона I. Испанский живописец Ф. Гойя (1746-1828 гг.) в своих картинах показал пафос и драматизм борьбы испанцев с французами.

Многие картины Э. Делакруа были написаны под впечатлением событий Июльской революции 1830 г. во Франции. Самое знаменитое полотно «Свобода, ведущая народ» (1830 г.) показывает события июльских дней, когда на улицах Парижа шли ожесточенные сражения, которые привели к свержению Карла X, столь ненавидимого французами. Полотно проникнуто свободолюбивым пафосом и прославляет повстанцев, которые несмотря на королевские штыки, идут к намеченной цели.

Русские художники посвящали свои полотна Отечественной войне 1812 г. Живописец В. В. Верещагин в серии работ «Наполеон I в России 1812 года» с жесткой беспощадностью отобразил суровую реальность войны, тяготы походно-лагерной жизни, показал мужество и страдания людей. И В. В. Верещагин, и другие баталисты (И. Ф. Прянишников, В. В. Мазуровский, Н. С. Самокиш) в своих работах уделяли внимание также партизанскому движению, бытовой стороне военного времени.

В жанре морской батальной картины не было равных И. К. Айвазовскому (1817-1900 гг.). Своими великолепными батальными полотнами живописец запечатлел летопись российского флота, используя эффектный и несколько приподнятый стиль, который был присущ его творчеству.

В батальном жанре работали некоторые знаменитые передвижники, в т.ч. В. И. Суриков (1848-1916 гг.) и В. М. Васнецов (1848-1926 гг.). Суриковым была создана серия картин, ставшая монументальной эпопеей военной русской истории. Среди самых известных произведений – «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.) и «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.). Васнецов посвящал свои картины древнерусскому эпосу. Пожалуй, самым известной его работой являются «Богатыри» (1898 г.).

События XIX-XX вв. (социальные революции, национально-освободительные войны, небывалой разрушительной силы мировые войны) полностью изменили характер батального живописного жанра – расширили его грани, углубили художественный смысл. Художники стремились к реалистическому раскрытию природы войн и социальных катаклизмов, к разоблачению агрессии, несущей неисчислимые страдания простым людям, к прославлению героизма народных масс в национально-освободительных войнах, к воспитанию в людях патриотизма.

Лучшие художники, работающие в этом направлении - Ф. Мазерель (Бельгия), К. Кольвиц (Германия), Ф. Брэнгвин (Англия), Маруки Тосико (Япония) – протестовали против фашизма, захватнических империалистических войн, актов жестокой бесчеловечности и насилия, и создали на эту тему эмоционально сильные, символические произведения. Широкую известность получила экспрессивная работа Пикассо «Герника» (1937 г.), ставшая протестом художника против бомбардировки фашистами баскского города Герники.

В советской живописи батальный жанр в XX веке получил очень широкое распространение. Событиям периода Гражданской войны 1918-1920 гг. посвящали свои произведения М. Б. Греков, Ф. С. Богородский, К. С. Петров-Водкин, А. А. Дейнека, Г. К. Савицкий и др. В годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы жанр пережил новый подъем, отражая идеи защиты родного отечества, народного героизма, единства армии и народа. Военным событиям посвящали свои работы Д. А. Шмаринов, А. Ф. Пахомов, Кукрыниксы, Б. М. Неменский и др.

Современных художников не перестает волновать тема войны и мира. И сегодня они поднимают на своих полотнах глобальные историко-философские вопросы, связанные с проблемой войны, существованием фашизма и т.д.