Бытовой жанр в живописи


Бытовой жанр Бытовой жанр живописи посвящен обыденной частной и повседневной общественной жизни.

Живописные изображения обыденности, быта были уже в первобытном искусстве. Обычно это были сцены охоты, изображения других видов трудовой деятельности человека, а также изображение различных шествий.

В произведениях мастеров эллинистического и древнеримского искусства значительное место занимали изображения сцен из жизни простых земледельцев, а также царей и вельмож. С IV в. Быстрыми темпами развивалась бытовой жанр живописи в азиатских странах (Китае, Корее, Японии).

Искусство средневековой Европы характеризуется тем, что изображение религиозных сцен стало насыщаться множеством бытовых деталей и подробностей. Примером могут служить росписи Палаццо Скифанои в Ферраре (1469—70 гг.), «Рождество Иоанна Крестителя» Д. Гирландайо (1485—90 гг.). С конца XV века бытовой жанр стал понемногу обособляться от религиозной тематики. Это можно проследить в полотнах В. Карпаччо (1465-1520 гг.), Джорджоне (1478-1510 гг.), Я. Бассано (1510-1592 гг.) и др. При этом в разных странах складывались разные типы бытового жанра.

Так, в картинах итальянца Караваджо (1571-1610 гг.) во главу угла ставилось подчеркнуто реалистичное изображение жизни общественных низов, которое противопоставлялось идеализирующим принципам академизма («Игроки в карты», (1594—95 гг.), «Лютнист» (ок. 1595 г.)).

Для произведений фламандского живописца П. П. Рубенса (1577-1640 гг.) характерно прославление могучих жизненных сил человека. Некоторые его полотна посвящены теме борьбы человека с природой и темам охоты. В произведениях «Каледонская охота на кабана» (1612 г.), «Охота на львов» (1615 г.) мы видим бурный темперамент и доведенное до предела физическое и духовное напряжение охотников.

Полотна на бытовые темы знаменитого испанского живописца Ф. Гойи (1746-1828 гг.) наполнены жизнерадостностью, радостным восприятием мира, темпераментностью, демократизмом. Таковы его «Перепелиная охота» (1775 г.), «Маскарад в Андалусии или Маха и маски» (1777 г.), «Мальчики собирают фрукты» (1778 г.) и др.

К XVII веку бытовая живопись окончательно оформилась в качестве самостоятельного жанра. Расцвет жанра пришелся на Голландию, которая недавно завоевала независимость и основала первую буржуазную республику. Отличительной чертой картин голландских художников (К. Фабрициуса, П. де Хоха, Г. Терборха, Г. Метсю, Я. Вермера Делфтского) является поэтизация крестьянского труда и бюргерского быта, с присущей ей атмосферой теплоты и мирного уюта. Произведения мастеров были посвящены камерным сюжетам, взятым из повседневной жизни.

Голландцы показали, что для произведений искусства необязательно брать темы из Библии, античной мифологии или войн – окружающая повседневность, несмотря на всю прозаичность, прячет в себе не менее достойные кисти художника сюжеты. Живописцы воспевали в своих произведениях прелесть спокойной мирной жизни, находя в самых обычных действиях человека элементы высокой поэзии. Примеры таких полотен - «Женщина, чистящая яблоко» Г. Терборха (ок. 1660 г.), «Девушка с письмом» Я. Вермера Делфтского (1657 г.).

В России бытовой жанр живописи начал развиваться с середины XVIII века. В 1-ой половине XIX века большой вклад в развитие жанра внес В. Венецианов (1780-1847 гг.). Живописец с простодушной симпатией, трогательной искренностью показывает быт и повседневный труд крестьянства и городских жителей. Профессионально владея кистью, живописец преображает повседневность в высокую поэзию, находя прекрасное в самых «неизящных» вещах. Среди лучших работ художника - «На пашне. Весна» (1820-е гг.), «Гумно» (1821 г.), «Спящий пастушок» (1823—24 гг.).

Представители русского критического реализма в своих работах ориентировались на глубокое и точное отображение душевных переживаний героев, проникновением в подробности изображаемой сцены, драматургическую разработку сюжета. Примерами таких произведений могут служить «Тройка» (1866 г.) и «Охотники на привале» (1871 г.) В. Г. Перова, «Завтрак аристократа» П. А. Федотова (1849 г.), «Свадьба» Л. И. Соломаткина (1872 г.).

Свою дань бытовому жанру отдали русские художники-передвижники, очень полно и содержательно отразившие жизнь русского народа 2-ой половины XIX века. Среди самых известных живописцев – В. М. Максимов (1844-1911 г.), Г. Г. Мясоедов (1834-1911 г.), В. Е. Маковский (1846-1920 гг.). Особое положение в ряду русских художников-передвижников занимает И. Е. Репин (1844-1930 гг.). Многие его полотна, хоть и принадлежат бытовому жанру, по широте задач и замыслу напоминают исторические произведения. Подтверждением этому могут служить полотна «Бурлаки на Волге (1870-1873 гг.), «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883 гг.), «Не ждали» (1884 г.).

Художники-импрессионисты Э. Мане (1832-1883 гг.), Э. Дега (1834-1917 гг.), О. Ренуар (1841-1919 гг.) создали новый тип бытового жанра – они ставили задачу зафиксировать на полотне случайный, выхваченный из обыденности момент жизни, характерность какого-либо персонажа, слияние людей и окружающей природы («Завтрак гребцов» О. Ренуара (1880-1881 гг.), «Завтрак на траве», Э. Мане (1862-1863 гг.), «Голубые танцовщицы» Э. Дега (1897 г.) и др.).

Традиции бытового жанра XIX века были продолжены в XX веке такими зарубежными живописцами, как Т. Стейнлен (Франция), Ф. Брэнгвин (Англия), К. Кольвиц (Германия), Дж. Беллоуз (США), Ф. Мазерель (Бельгия) и др. После 2-ой мировой войны в данном жанре работали художники неореализма А. Пиццинато (Италия), А. Фужерон (Франция), Уэно Макото (Япония). Отличительная черта произведений – соединение характерных черт повседневной жизни с обобщенностью, символичностью образов и ситуаций.

В отечественной живописи в бытовом жанре в XX веке работали такие мастера, как П. Кузнецов, М. Сарьян, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин, А. Дейнека, Т. Яблонская, Э. Калнынь и др.