Хохломская роспись


Хохломская роспись Сувениры из хохломы Весеннее пробуждение природы, буйство летнего разноцветья, щедрость русской осени с горящими на солнце багряными и золотыми листьями - всё это питает вечно живыми соками народное искусство Хохломы. Изделия Хохломы органично живут в современном быту и являются любимыми русскими сувенирами. Исскуство Хохломы формировалось как драгоценный сплав художественных традиций народных ремесел и орнаментальной живописи Древней Руси. Его истоки восходят к периоду 17-18 веков.

От древних ремесел Хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство Древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оно способствовало и формированию оригинальной техники "золотой окраски" изделий, выделившей Хохлому среди других промыслов.

Полуфабрикат деревянных изделий грунтуется и на него наносится тонкий слой аллюминиевого порошка, по блестящей серебристой поверхности которого и производится роспись. Когда краски просушены, изделия покрываются лаком и подвергаются "закалке" в печи, в процессе которой лаковая пленка темнеет, приобретая желтовато-коричневый оттенок, а просвечивающая под ее слоем серебристая поверхность изделия становится похожей на золотую. Различные виды хохломского орнамента - верховое "травное" письмо, роспись "под фон", "кудрина" - восходят в своих истоках к искусству Древней Руси. Для "травного" орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом, с золотой поверхностью фона.

Подарки из хохломы Искусство хохломской росписи Его мотивы исполняются легкими удлиненными мазками, ритмическое расположение которых придает им сходство с листьями и стеблями травы. Разновидностью верхового "травного" письма является роспись "под листок" с зелеными, желтыми или коричневыми округлыми листьями и красными кружочками ягод. Росписи "под фон" свойственно сочетание золотистых силуэтов орнамента с закрашенной поверхностью фона. При ее исполнении сначала наносятся контурные очертания рисунка, а затем закрашивается окружающий их фон. Заканчивая роспись, мастер "разживляет" штрихами силуэтные формы листьев, цветов и плодов.

Обогащает их цветовой разделкой и выполняет вокруг стеблей по поверхности фона легкие травные "приписки". Рисунок "кудрина" является разновидностью росписи "под фон". Для него также характерны "золотые" силуэтыокруженные цветным фоном. Выполняя "кудрину" , мастера наносят на поверхность изделий своеобразный узор, в котром рисунок листьев, цветов и плодов составлен из округлых "кудреватых" завитков. Хохломской мастер никогда точно не повторяет рисунок, его творчество основано на постоянной импровизации новых вариантов орнамента.

Подробнее ознакомиться с искусством Хохломы, узнать историю этого промысла, Вы сможете, прочитав книгу А.Красильникова "Золотая хохлома", которая находится в нашем разделе Литература по искусству