ИСКУССТВО ГЖЕЛИ


Гжель Гжель - это один из крупнейших гончарных промыслов не только в Московской области, но и во всей России, в котором участвуют около 30 сел и деревень бывшей Гжельской волости. Первые упоминания в летописях об этих краях восходят еще ко времени правления Ивана Калиты. Гончарными ремеслами здесь занимались издавна, изготовляли всевозможные тарелки, квасники, игрушки, расписанные керамическими красками. Мастера Гжели постоянно находились в поиске новых форм и технологий производства керамики. Примерно до 14 века в Гжели изготавливали гончарную посуду, а начиная с 17 века начали делать "чернолощеную" керамику, "муравленую" посуду, которая имела свойство не пропускать воду. "Муравленой" называли посуду, покрытую глазурью, обычно коричневой или зеленоватой.

Искусство Гжели В 18 веке к Гжели постепенно приходит слава одного из крупнейших районов, который производит художественную майолику. Гжельская майолика украшалась лепной и яркой многоцветной росписью. В живописи, живой и непосредственной, народные мастера воссоздавали сказочные архитектурные пейзажи, сцены охоты, изображали различных животных, птиц, растительные и геометрические мотивы. Гжельская майолика успешно продавалась не только на местных рынках и ярмарках, но и охотно раскупалась в Москве, Нижнем Новгороде, Сибири, Средней Азии, на Кавказе. С конца 18 века начался кризис майоликово производства Гжели, вызванный появлением в стране английского фаянса с тонким белым плотным черепком, декорированным печатными рисунками, который стоил дешево и в больших количествах ввозился в Россию.

Сувениры из Гжели В первое десятилетие 19 века в результате длительных экспериментальных работ с глиной по созданию фарфора был получен так называемый "полуфаянс", роспись по которому выполнялась синей смальтовой краской. "Полуфаянс" явился как бы переходным материалом от майолики к тонкому фаянсу. Он возник в Гжели как подражание английскому фаянсу, но уступал ему в технических свойствах. 1820-1830 годы были плодотворными для гжельской керамики. В это время был освоен выпуск изделий из тонкого фаянса и фарфора. Это уже являлось признаком высочайшего мастерства. Вскоре гжельские изделия становятся лучшими на всей территории России. Они получают широчайшее распространение не только по всей территории страны, но и вывозятся в Среднюю Азию, и даже в страны Ближнего Востока. Причем учитывая национальные местные вкусы и обычаи, гжельские умельцы выпускают чайники, различные пиалы и другую восточную посуду, имеющую характерную для тех мест окраску и орнамент.

Посуда из Гжели Посуда из Гжели была широко представлена и в русских трактирах. В период расцвета гжельского производства активно работало более тридцати фабрик. Фарфор, Гжель В конце 19 века гжельское искусство приходит в упадок, спрос на продукцию падает, остается работать лишь несколько наиболее крупных фабрик. После окончания гражданской войны потихоньку гжельский промысел вновь стал набирать обороты, стали открываться новые артели. Подлинное же возрождение искусства Гжели началось лишь по окончании Великой Отечественной войны. Современный гжельский фарфор, возрожденный известным советским ученым Салтыковым и художницей Бессарабовой, продолжал традиции гжельского искусства. С этого момента техника Гжели претерпела кардинальные изменения, стали использоваться уже новые керамические краски (высокотемпературный подглазурный кобальт), и в итоге появилась та самая Гжель, которую легко узнают во всем мире.

Причина популярности фарфора Гжели в его декоративности, рукотворности, затейливости и фантазии сувенирных изделий, широте образов мелкой пластики, в его жизнеутверждающем характере. Работы гжельских мастеров покоряют своей особой образностью, их отличает оригинальное решение формы изделий, великолепное мастерство росписи. Лучшие традиции прошлых лет нашли свое отражение и в современном неподражаемом искусстве Гжели.


© При использовании материалов гиперссылка обязательна.