Гуашь в живописи


Рисунок гуашью Гуашь – техника живописи, использующая матовые непрозрачные гуашевые краски.

Достоинство гуаши – в возможности нанесения яркого ровного цвета, а также в возможности перекрытия одного цвета другим (без просвечивания нижних слоев), т.е. нанесения светлых красок поверх более темных.

Это облегчает работу с краской, поскольку позволяет многократно корректировать работу. Недостатком гуаши является ее непрозрачность.

С гуашью работают мастера графики, живописцы, иллюстраторы, она широко используется в декоративной живописи для работы над цветными набросками, эскизами и т.д.

Некоторые живописцы относятся к гуаши с долей пренебрежения, называют ее «плакатной» или «детской» техникой. В действительности гуашь является такой же техникой живописи, как, например, акварель, хоть и менее распространенной в среде профессиональных художников.

Техника работы с гуашью достаточно сложна, имеет множество нюансов, поэтому письмо гуашью требует определенного опыта и достаточной доли терпения.

Состав и особенности гуаши


Гуашь состоит из мелко растертых пигментов, водно-клеевых связующих компонентов, в качестве которых используют фруктовую камедь, декстрин или гуммиарабик, и белил. Белила, содержащиеся в составе гуаши, сообщают краске матовую бархатистость. Однако из-за белил при высыхании изображение становится немного светлее – это необходимо учитывать при выборе цвета. Краска практически не пахнет, отличается матовостью и имеет более плотную консистенцию, чем акварель.

Гуашь хранят при обычной температуре в плотно закрытых банках. Засохшая краска легко восстанавливается – для этого ее необходимо просто залить водой или слабым раствором желатинового клея и оставить на пару дней, а затем хорошо размешать для однородной консистенции.

При работе с гуашью практически не существует ограничений по количеству последовательно используемых слоев. Однако надо знать, что при слишком густом нанесении краски красочный слой при высыхании склонен к образованию трещин. Для решения этой проблемы иногда к краске добавляют небольшое количество столярного клея.

Кроме этого, для картин, выполненных гуашью, есть обязательное правило хранения – их не сворачивают в рулон, а хранят в папке под листом тонкой папиросной бумаги.

Инструменты для работы с гуашью. Особенности техники


Если в качестве основания выбирается бумага, то для получения качественного изображения лучше брать картон или шероховатую бумагу. С гуашью работают не только на бумаге и картоне, но и фанере, холсте (грунтованном), на шелке (пропитанном крахмальным клейстером или раствором бычьей желчи).

Для работы с гуашью используют упругие и мягкие беличьи и колонковые кисточки. Особенно удобны плоские кисти, реже применяют круглые.

Гуашь, подобно акварели, принадлежит к водорастворимым краскам – перед работой мастер разбавляет краску водой до получения кремообразной консистенции. Необходимо, чтобы краска оставалась плотной, она не должна просвечиваться. Густоту мазка легко контролировать, добавляя воду. Чтобы ровно окрасить поверхность, следует добиваться равномерной плотности краски – в противном случае, при высыхании будут заметны полосы.

Покрытие достаточно быстро высыхает (для высыхания слоя средней толщины потребуется от 30 мин. до 2-3 часов). С гуашью удобно работать. Неточности и ошибки рисования легко исправить, перекрывая один слой другим. В отличие от работы с акварелью, при работе с гуашью можно применять любые цвета и в любой последовательности.

Не следует использовать гуашь слишком толстым слоем или многократно перекрывать один и тот же участок – краска в этом случае плохо закрепится на бумаге и будет осыпаться, подобно штукатурке.

Существует большое количество различных техник для работы с гуашью. Большинство из них схожи с приемами для работы с акварелью. Это работа «по-сухому», работа «по-мокрому», равномерная заливка с помощью кисти, заливка с переходом цвета, штамповка (нанесение оттисков с использованием губки или просто скомканного листка бумаги) и др.

История гуаши, как техники живописи


Гуашевая краска возникала как разновидность акварели, когда к ней начали добавлять белила для обеспечения более плотного красочного слоя. Краска начала использоваться в Европе в средние века. К этой эпохе относятся книжные миниатюры, выполненные гуашью в сочетании с акварелью. Сочетание этих техник придавало изображениям особую выразительность: насыщенная структура мазка гуаши хорошо выделялась на фоне размытого акварельного фона.

Комбинацию двух техник живописи – акварели и гуаши – активно применял в своем творчестве живописец-маньерист Паоло Пино (1525-1587 гг.). В эпоху Возрождения гуашевая краска широко использовалась для создания портретных миниатюр и эскизов – она делала их яркими и насыщенными.

В середине XIX века произошел окончательный отрыв гуаши от акварели, было налажено отдельное производство гуашевых красок. Расцвет гуашевой техники живописи относится к концу XIX – началу XX века. Техника живописи гуашью получила свое развитие в полотнах таких выдающихся мастеров живописи, как П. Пикассо (1881-1973 гг.), С. Дали (1904-1989 гг.), М. Шагал (1887-1985 гг.), В. А. Серов (1865-1911 гг.), Б. М. Кустодиев (1878-1927 гг.), А. Матисс (1869-1964 гг.) и др.

Среди выдающихся произведений, выполненных в технике гуаши, - «Мальчик с собачкой» П. Пикассо (1905 г.), «Портрет Морозова» В. Серова (1910 г.), «Хоровод» Б. Кустодиева (1912 г.) и др.

Достоинства гуаши (плотность, матовость) живописцы использовали для создания смелых и выразительных эффектов на своих полотнах. И сегодня гуашевая техника живописи пользуется заслуженной популярностью у многих живописцев, рисующих пейзажи, портреты, натюрморты.