Натюрморт в живописи


Натюрморт Натюрморт (от французского «natur morte – «мертвая природа») – жанр живописи, в котором предметами изображения являются неодушевленные предметы, имеющие смысловую связь между собой.

Автор натюрморта выбирает определенные предметы и объединяет их в одну композиционную группу, несущую определенную смысловую задачу. Натюрморт может быть самостоятельным изображением или составной частью композиции жанровой картины.

Изображение предметов издревле, еще задолго до выделение натюрморта в самостоятельный жанр живописи, было важной частью любой значительной работы мастера. Роль натюрморта в произведении при этом не ограничивалась простой информацией, случайно добавленной к содержанию.

В зависимости от характера эпохи и общественных взглядов неодушевленные предметы так или иначе принимали участие в создании образа, подчеркивая тем или иным образом основную задачу. Иногда изображения предметов приобретали особую важность, получали собственный смысл.

Как жанр живописи натюрморт на протяжении всей истории существования переживал как взлеты, так и падения.

Художники Византии, работая с монументальными, возвышенными, героическими темами, использовали изображения отдельных предметов с особой выразительностью. В древнерусской иконописи детали натюрморта встречались нечасто, но каждый предмет, который живописец изображал на своих канонических работах, имел определенный смысл. Нередко они включались в строгое, аскетичное произведение с целью внесения непосредственности, открытого выражения чувств.

В живописных работах XV-XVI вв. натюрморт стал играть все большую роль и нередко являлся частью жанровой композиции или религиозной сцены. Примером может служить обрамление цветочными гирляндами фигур Богоматери и Христа в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена (1452 г.), сделанное на обратной стороне алтарного образа.

Натюрморт еще долгое время не мог стать отдельным жанром живописи, поскольку считалось невозможным посредством него передавать какие-то важные идеи. На картинах натюрморт занимал, как правило, весьма незначительное место и располагался на периферии картины. Тем не менее, атрибутика натюрморта помогала создавать тот или иной образ. Например, вещи домашнего обихода на портрете могли указать на благородство и социальную значительность хозяина.

Обособление натюрморта в самостоятельный жанр живописи произошло в благодаря творчеству голландских и фламандских художников XVII века. Фландрия и Нидерланды вступили в начале XVII века на путь буржуазного развития. Это открыло перед искусством новые горизонты. Живописцы нашли в человеке, в его обыденной жизни, трудовой деятельности новые ценности. Углубленный интерес к жизни обычного человека, к его быту и стал предпосылкой к развитию нового жанра – натюрморта.

Анализируя художественные работы той эпохи, можно убедиться, что неодушевленные предметы стали выступать на полотнах в качестве главных действующих лиц. Предметы, сделанные руками человека, несут на себе отпечаток его желаний, мыслей. Изображая мир окружающих человека предметов, живописец разгадывает и эстетически осмысливает увлекательные тайны жизни, а также передает свое видение действительности зрителям.

Натюрморты голландских и фламандских живописцев отличает обилие типов: здесь «завтраки», «рыба», «цветы и фрукты», «охотничьи трофеи», аллегорические натюрморты «vanitas» («суета») и др. Среди самых известных художников работающих в жанре натюрморта, – фламандцы Ф. Снейдерс (1579-1657 гг.) и его ученик Я. Фейт (1611-1661 гг.). Примеры наиболее ярких работ - «Фруктовая лавка» Снейдерса (1618 г.) и «Добыча» Фейта (1649 г.). Художники очень искусно передают материальный мир вещей, их функциональную ценность и связь с деятельность человека. Полотна отличаются полнотой форм, сочной и выразительной колористикой.

Изысканностью отличаются натюрморты голландских художников Виллема Класа Хеда (1593-1682гг.) и Виллема Калфа (1619-1693 гг.). Произведения этих мастеров подчинены четкой композиции, отличаются мягкой гаммой красок, подчеркнутой живописной сдержанностью и дают почувствовать атмосферу домашнего уюта.

Большую роль в развитии натюрморта как жанра сыграли французские художники. Жан-Батист Шарден (1699-1779 гг.) продолжил традиции голландских и фламандских мастеров. Натюрморты живописца воспевают красоту повседневности, написаны в простой и задушевной манере, но не лишены изящества («Серебряная супница (1728 г.), «Серебряный кубок» (1728 г.)).

В XIX в. с развитием пленэрной живописи натюрморт пережил новый расцвет. К нему обращались такие знаменитые представители французской школы живописи, как Эдуард Мане (1832-1883 гг.), Винсент ван Гог (1853-1890 гг.), Анри Матисс (1869-1954 гг.). Импрессионисты стремились зафиксировать мгновенное впечатление, передать в своих работах «сиюминутное и изменчивое». Для их натюрмортов характерны естественность и простота композиций, свежесть и чистота тонов, легкость и смелость мазка.

Особую роль играли натюрморты в творчестве Поля Сезанна (1839-1906 гг.). Художник за свою жизнь создал более 200 произведений этого жанра. Сезанн экспериментирует с цветом и формой изображаемых предметов, создает скульптурную объемность изображения («Натюрморт с яблоками» (1890 г.), «Натюрморт с голубой вазой» (1890 г.), «Персики и груши» (1895 гг.) и др.). По мнению поэта Рильке, Сезанн через натюрморты «выражал вселенную», т.е. показывал гармонию и противоречия реального мира.

В XX веке жанр натюрморта продолжает развитие в работах Пабло Пикассо, Жоржа Брака, русских художников Владимира Татлина, И. Э. Грабаря, П. П. Кончаловского, К. Петрова-Водкина, В. Нестеренко и др.