Пастель в живописи


Рисунок пастелью Пастель – техника живописи, использующая сухие, мягкие карандаши (или мелки) без оправы.

Техника пастели любима живописцами, стремящимися к звучности цветовой гаммы, к точной передаче настроения, атмосферы, к эмоциональной насыщенности своих произведений и меньше заботящимися о реалистичности мелких деталей.

Произведения, выполненные в этой технике живописи, очень уязвимы – пастель легко осыпается при малейшем перемещении. Пастель также чувствительна к перепадам температур, воздействию прямых солнечных лучей, повышенной влажности.

Чтобы защитить работы, выполненные в технике пастели, от любых опасностей, ее необходимо хранить в раме под стеклом.

Пастель спрессована в виде брусков с круглым или квадратным сечением. Она состоит из трех основных компонентов: красящего пигмента, минерального наполнителя и связующего. Пастель имеет огромное множество оттенков (их более 1600). Минеральным наполнителем служит мел, гипс или глина. Связующим веществом обычно выступает гуммиарабик, трагант или декстрин.

Пастель выпускают трех видов: сухую, масляную и восковую. При производстве наиболее распространенной сухой пастели масло не применяется. При изготовлении масляной пастели красящий пигмент прессуется с льняным маслом. Для производства восковой пастели используют смесь пигментов с воском.

Сухие пастельные карандаши бывают твердые, средние и мягкие. Твердые виды пастели содержат больше связующего вещества, поэтому являются менее хрупкими и меньше ломаются. Они замечательно подходят для рисунка: сторону бруска можно использовать для оформления тона, кончик – для прорисовки тонких линий и мелких деталей. Мягкая пастель подходит для размашистых и насыщенных штрихов.

Для работы с пастелью выбирают фактурную поверхность, которая могла бы удерживать пигмент. Бумагу обычно берут цветную, при этом тон выбирают исходя из задачи изображения. Это может быть наждачная бумага, пастельная доска (изготавливается из мелких частиц пробки), бархатная бумага или рыхлая белая бумага для акварели, предварительно тонированная.

Для исправления изображения применяют кисти из щетины; при удалении части рисунка полотно ставят таким образом, чтобы ненужные частички пастели падали, не касаясь бумаги. Для корректировки изображения применяют также ластик, легкие штрихи можно скоблить лезвием бритвы. Для предохранения готового рисунка от осыпания применяют специальный фиксатор. К сожалению, на полотне, обработанном фиксатором, оттенки заметно тускнеют, и оно утрачивает часть своего очарования.

Особенности работы с пастелью


Пастель соединяет достоинства живописи и рисунка, находясь где-то между ними. Некоторые художники применяют при работе с пастелью линию, штрих, контур, а затем осуществляет подкраску, часто с использованием всего нескольких тонов.

Другие мастера создают полноценную живопись с причудливой колористикой, используя в работе огромное количество приемов. Они работают со штриховкой, живописным пятном, используют сухую и мокрую кисть. Штрихи могут втираться ладонью, пальцами, специальными мягкими тампонами, валиками, щеточками-кистями и пр.

Пастельная техника является достаточно сложной, она не выносит небрежности. Начинающему художнику лучше начать с освоения основ академической живописи и только потом, набравшись опыта, браться за освоение приемов работы с пастелью.

Профессиональные мастера способны использовать все достоинства пастельной техники – чистоту и свежесть цвета, лучистость, бархатистость изображения, завораживающую вибрацию штриха, возможность смешивать цвета, придавать разную степень насыщенности и др.

История развития техники


В качестве техники живописи пастель возникла в конце XV века. Один из выдающихся примеров ее использования – этюд Леонардо да Винчи к портрету Изабеллы д'Эсте Мантуанской (1495 г.). В этой работе пастель была использована для оттенения рисунка, выполненного черным мелом и сангиной.

Живописцы совершенствовали технику письма, изобретали различные фиксативы для решения проблемы сохранности своих работ, выполненных пастелью. Своего расцвета пастельная техника живописи достигла в XVI веке. До сих пор поражает фотографической точностью деталей и свежестью красок великолепная «Шоколадница» (ок. 1743—45 гг.), написанная швейцарским художником Ж. Э. Лиотаром (1702-1789 гг.) пастелью на пергаменте.

В России пастель получила распространение в конце XVIII века, хотя никогда не была столь популярна, как в Европе. Пастель активно использовал в своих ранних карандашных портретах О. Кипренский (1782-1836 гг.). На известном «Портрете мальчика» (1812 г.) и некоторых других полотнах мы видим тонкую передачу живописцем душевных переживаний своих героев.

На протяжении длительного периода времени предпочитал эту технику всем другим техникам живописи А. Г. Венецианов (1780—1847 гг.). Портретам Венецианова, выполненным пастелью, присуща выразительность, умиротворенность и тихая мечтательность. В технике пастели художник выполнил и несколько жанровых картин. Среди самых известных пастельных работ Венецианова – «Портрет Н. П. Строгановой (1810-е гг.), «Портрет М. А. Фонвизина» (1812 г.).

Блистательным мастером пастельной живописи был И. И. Левитан (1860-1900 гг. ). Художник искусно сочетал в работе рисуночные и живописные стороны пастели и создавал пейзажи, поражающие особой колористической свежестью и нежной лиричностью. К лучшим пастельным полотнам художника можно отнести «Цветущий сад» (1890—1893 гг.), «Осенний пейзаж с церковью» (1893–1895 гг.), «Разлив» (1895 г.).

К пастели обращались в своем творчестве В. А. Серов, И. В. Репин, Б. М. Кустодиев, С. В. Малютин, М. А. Врубель, З. Е. Серебрякова, Н. К. Рерих и многие другие известные художники.

Творческие поиски современных живописцев приводят к изобретению новых технических приемов письма, радикально изменяющих эмоциональное звучание пастели, дающих ей новую силу и энергию.