Примитивизм в живописи


Примитивизм Примитивизм - направление в живописи, развивающееся в конце XIX - начале XX века. Главным его признаком является упрощение художественных средств, а также обращение к разным формам примитивного искусства – детскому творчеству, первобытному искусству, к культуре экзотических цивилизаций (главным образом, Африки и Океании).

В основе деятельности художников-примитивистов является стремление показать мир глазами человека, не испорченного цивилизацией.

Распространение примитивизма в живописи было вызвано неприятием некоторыми живописцами современного буржуазного искусства с его противоречиями, их бегством от реальности к первозданности, к девственным и чистым пластам жизни.

Художники начинают осваивать художественные культуры, до сих пор воспринимающиеся как «низменные», «варварские», в стремлении обрести эмоциональную ясность и целостность восприятия мира. Эти поиски и эксперименты часто приводили к разрыву со всеми традициями европейской живописи.

Черты примитивизма по-разному проявлялись в творчестве разных художников: Поля Гогена, живописцев художественного сообщества «Наби», представителей кубизма и дадаизма во Франции, экспрессионистов группы «Мост» в Германии, членов сообществ «Голубая роза», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» в России.

Французский живописец Поль Гоген (1848-1903 гг.) в стремлении убежать от европейской цивилизации и приблизиться к естественности уехал в Океанию (сначала на Таити, а затем на Маркизовы острова), где вел простой образ жизни и писал картины. Вдохновляясь неиспорченной природой и дикой жизнью аборигенов, свободной от суетности современной цивилизации, он написал огромное количество произведений.

Стремление Гогена к примитивизму возникло как протест против ограничений и шаблонов европейской цивилизации и против искоренения таитянской культуры колонизаторами. Персонажами полотен в основном становились юные туземки на фоне безмятежного тропического рая («Её звали Вайраумати» (1893 г.), «Забава злого духа» (1894 г.), «Сбор плодов» (1899 г.)). В картинах Гогена полинезийского периода отсутствует линейная перспектива – они плоские, как детский рисунок, в них много непосредственности, эскизности и декоративности, а буйство красок создает праздничную атмосферу.

На Пабло Пикассо в определенный период жизни (1907-1909 гг.) огромное влияние оказало архаичное искусство Африки, с которым он познакомился на этнографической выставке. В грубой простоте каменных статуэток, идолов, масок он ощутил мощный дух первобытной силы. Пикассо почувствовал, что освобожденная от частностей и деталей форма способна более эффективно и точно передать сущность предмета и чувственную силу скрытого в ней образа.

Он начинает использовать в своем творчестве методы древних мастеров – намеренно упрощает образы, делая их выразительнее, монументальнее, лица персонажей делает похожими на ритуальные маски и пр. К данному периоду относятся такие произведения, как «Авиньонские девицы», 1907 г.; «Три фигуры под деревом», 1907 г.; «Обнаженная с драпировкой (танец с покрывалами)», 1907 г.; «Женщина с веером», 1908 г. В этих работах Пикассо максимально упростил образы, деформировал фигуры, намеренно отказался от всякой красивости при изображении женского тела.

Творчество Африканского периода стало первым шагом Пикассо в направлении кубизма, а полотно «Авиньонские девицы», в которой Пикассо впервые порвал со всей традиционностью, многие искусствоведы называют началом всего современного искусства.

К пластике примитивного искусства проявляли интерес и многие другие знаменитые европейские мастера. В этом явлении искусства они видели то, что, по их мнению, не хватало им самим: яркую выразительность, искренность, непосредственность, цельность, родство с природой и т. д.

Например, у Марка Шагала прослеживается осознанная примитивизация художественного языка. Художник обычно брал бытовые сюжеты, наполнял их фантастическими образами, мифологическими символами («Летящая повозка», 1913 г.; «Над городом», 1918 г., «Белое распятие», 1938 г.). Черты примитивизма обнаруживаются в произведениях итальянского художника и скульптора Модильяни, работавшего в основном в стиле экспрессионизм («Портрет Марии Васильевой, 1918 г.).

В большей или меньшей степени примитивистами можно назвать также французов Анри Матисса и Андре Дерена, немецкого и швейцарского художника Пауля Клее, русского художника Казимира Малевича и др.

Термин «примитивизм» также употребляют применительно к т.н. наивному искусству, то есть творчеству художников-самоучек, не имеющих профессиональной подготовки. В работах таких художников прослеживается несоответствие академическим критериям живописи – это может толковаться как ущербность, а может давать картине очарование «наивности». Художниками-примитивистами, получившими мировую известность, являются французский живописец Анри Hуссо, грузин Нико Пиросмани, хорват Иван Генералич и др.

И современные художники также нередко обращаются к примитивному искусству. Особенную популярность получили такие разновидности этого стиля, как лубочный и романтико-идиллический.