Сюрреализм в живописи


Сюрреализм Сюрреализм – одно из самых влиятельных направлений в живописи XX века. Характеризуется подчеркнуто концептуальным подходом к живописи, применением аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Французская приставка «sur» («сверх») указывает на основную идею данного направления – выйти за пределы реальности и попытаться отобразить человеческие фантазии, сновидения, мысли из подсознания и пр.

Прародителем сюрреализма искусствоведы называют нидерландского живописца Иеронима Босха (1450-1516 гг.), извлекавшего свои фантастические образы из глубин подсознания.

Современный сюрреализм возник как направление в 20-е гг. во Франции, а затем стремительно распространился по всей Европе, а затем в США. Идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Анре Бретон. В 1924 году он написал Манифест, в котором осмыслил происходящие в искусстве изменения и изложил идеологические принципы нового, набирающего силу направления - сюрреализма.

Сюрреалисты вдохновлялись леворадикальными взглядами, при этом революцию они собирались проводить в своем сознании. На становление многих художников-сюрреалистов оказала также определенное влияние теория психоанализа З. Фрейда. Главной целью художников было духовное освобождение, отделение духа от материального. Среди основных ценностей сюрреалисты видели неограниченную свободу, полный отказ от рамок, иррациональность. Художники работали без оглядки на рациональную эстетику. Особенностью стиля стала символичность образов, что создало особую разновидность эстетики, понятную не каждому.

Чтобы проникнуть в глубины подсознания, художники-сюрреалисты могли творить под гипнозом, под воздействием алкоголя и наркотических веществ. В работе они использовали прием автоматического письма, когда творческий процесс происходит без всякого контроля со стороны разума, путем фиксации возникающих обрывков образов.

Выдающимися представителями сюрреализма стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт, Фрида Кало.

Самым, пожалуй, известным мастером сюрреалистической живописи является испанский художник Сальвадор Дали (1904-1989 гг.). Художник стремился к воспроизведению иррациональных образов, возникающих в подсознании. В основе творчества Дали – попытка создать язык, который мог бы передавать его сны и галлюцинации. Особенностью живописи Дали является точность, яркость, выразительность образов, выдумки на тему перевоплощений предметов.

Иллюзии Сальвадора Дали убедительны благодаря высокой живописной культуре - грамотной работе с перспективой и цветом, точной передачи светотени. Художник вовлекает зрителя в лабиринт неразрешимых загадок: плотные предметы становятся прозрачными, твердые – приобретают текучесть, массивные объемы – невесомость, объекты получают способность скручиваться, выворачиваться и т.д.

Сюжеты полотен не поддаются объяснению, интерпретации. Все вместе создает нереальный, абсурдный образ («Головокружение», 1930 г.; «Постоянство времени», 1931 г.; «Лебеди, отражающиеся в слонах», 1937 г.; «Мед слаще крови», 1941 г.; «Геополитический младенец», 1943 г. и др.).

Немецкий художник-сюрреалист Макс Эрнст (1891-1976 гг.) также извлекал сюжеты для своих произведений из подсознания. Чтобы исследовать доступ к первобытным эмоциям и неограниченному творчеству, художник глубоко интересовался живописью, создаваемой душевнобольными. Особенностью творчества Эрнста является его любовь к коллажам.

Для своих работ он выбирал изображения из старых каталогов, плакатов, рекламных брошюр и переносил их в абсурдное окружение – так формировался сюрреалистический образ. Художник создал целые серии подобных работ, т.н. роман-коллажей, например, роман «Стобезголовая женщина» (1929 г.) состоял из 149 коллажей.

Известная работа Эрнста «Ангел домашнего очага» (1937 г.) навеяна тяжелой политической обстановкой в мире – полотно, изображающее ужасного фантастического монстра, было написано накануне распространения немецкого фашизма. Названием работы автор намеренно запутывает зрителя, чтобы на контрасте еще больше его шокировать.

Еще одним знаменитым представителем сюрреализма является бельгийский живописец Рене Магритт (1898-1967 гг.). Его сюрреализм называют «парадоксальным». Изображения, на первый взгляд незатейливые и простые, в то же время рождают тревожные ассоциации. Художник обладал даром увидеть в обыденной вещи нечто таинственное. Его полотна лишены всякого психоанализа – их можно назвать скорее философско-поэтическими, и они рождают множество разных остроумных толкований и интерпретаций.

Одной из самых известных работ художника является полотно «Сын человеческий» (1964 г.). На картине показан мужчина в пальто и шляпе, лицо которого наполовину закрывает парящее в воздухе зеленое яблоко. За спиной мужчины – невысокая каменная стена, открывающая вид на море и небо. Можно предположить, что художник изобразил современного человека, сына Божьего, который, как Адам, поддается земным искушениям (символом которых является яблоко). Среди других известных картин художника – «Влюбленные» (1929 г.), «Терапевт» (1967 г.).

Всемирно известным мастером сюрреализма была мексиканская художница Фрида Кало (1907-1954 гг.). Женщине выпала тяжелая судьба – всю жизнь ее преследовали болезни, травмы, операции, тяжелое лечение. В ее творчестве доминирующее место занимают автопортреты, часто изображающие женщину в страданиях – «Корни», 1943; «Разбитая колонна», 1944 г.; «Раненый олень», 1946 г. Картины Кало отличаются смысловой наполненностью, очень энергичной палитрой и яркой эмоциональностью.

Сюрреализм в живописи и сегодня имеет множество последователей. Стиль остается весьма противоречивым – бунтарский протест против выхолощенных ценностей цивилизации, к сожалению, порой на практике выливается в создание патологически отталкивающих, жестоких образов, эклектику и китч.