Темпера в живописи


Рисунок темперой Темперная техника живописи предполагает работу с темперными красками – водоразбавляемыми красками, которые готовятся на базе сухого порошкового пигмента.

В качестве связующего вещества в них добавляют натуральную или синтетическую эмульсию.

Ввиду некоторых особенностей этого вида красок, обучение живописи рекомендуют начинать именно с темперы.

Темпера изготавливается на основе сухих порошковых пигментов и эмульсии. Раньше эмульсии готовились из натуральных компонентов (желтка куриного яйца, соков растений и пр.). Сегодня обычно применяются синтетические эмульсии, состоящие из нескольких несмешивающихся жидкостей, например, воды, масла и клея.

Существуют несколько основных видов темперных красок: темпера ПВА (поливинилацетатная), воскомасляная, казеиново-масляная и акриловая темпера.

В составе темперы ПВА – пигмент, смесь эмульсии ПВА, синтетической смолы и стабилизаторов. Поливинилацетатная темпера является самой распространенной – она проста в использовании, позволяет применять различные приемы и техники нанесения – плотное ровное нанесение, прозрачные лессировки, объемные мазки и пр. Слои краски легко перекрываются, что дает возможность корректировать изображение. На любой подготовленной поверхности краска хорошо держится и долго сохраняет свои изобразительные свойства.

Воскомасляная темпера имеет очень сложный состав. Кроме пигментов, она содержит смеси из растительных масел, дистиллированной воды, воска, смол и некоторых присадок. Такой состав обеспечивает краске великолепные свойства: сочную насыщенную колористику, подвижность и эластичность.

Казеиново-масляная темпера менее всего популярна. В качестве связующего вещества в ней применяют казеин. Это самый капризный вид темперы - срок годности краски составляет 6 месяцев с момента изготовления, а для работы с ней необходима специальная бумага или загрунтованные холсты. Казеиново-масляная темпера не годится для объемных мазков – краска в этом случае может трескаться и даже отваливаться.

Большую популярность у художников в последние годы приобретает акриловая темпера. Ее достоинства – насыщенные оттенки, быстрое высыхание, высокая стойкость покрытия.

Особенности работы с темперой


С темперой можно работать практически на любой подготовленной поверхности: грунтованном холсте, дереве, штукатурке, картоне, бумаге. Кисточки лучше применять мягкие и эластичные (колонковые, беличьи или синтетические).

Техника рисования темперными красками заключается в поочередном нанесении на основу нескольких слоев. Каждый слой должен хорошо высыхать, в противном случае изображение может расплываться. К счастью, состав краски обеспечивает ей быстрое высыхание.

К достоинствам темперных красок (поливинилацетатной и воскомасляной), кроме быстрого высыхания, можно отнести возможность использования различных приемов письма – от легких лессировок до насыщенных мазков, а также возможность возвращаться к одному и тому же месту на картине многократно. Красочный слой, образующийся после высыхания, прочный, хорошо держится, с матовой, бархатистой, гладкой поверхностью. Полотна, написанные темперными красками, долго сохраняют первоначальную свежесть красок. Темпера лучше, чем другие виды красок, реагирует на колебания температуры, влажности и на нахождение под солнечным светом.

Основной недостаток работы с темперными красками – в невозможности достичь насыщенного глубокого цвета. В процессе работы необходимо держать кисти в сосуде с водой, чтобы остатки темперы не засохли на кисти. Остатки высохшей краски можно удалить, подержав кисть в 70%-ом растворе этилового спирта.

После окончания работы полотно обычно покрывают лаком – для защиты его от механических повреждений и постепенного выцветания красок.

История развития темперной живописи


Темперная живопись – одна из самых древних. Темперные краски использовались свыше 3 тысяч лет назад. Слово «temperare» в переводе с латинского означает «смешивать в пропорции». Технология изготовления краски была проста: яичные желтки смешивались с водой, иногда с добавлением клея, меда или молока. Для большей стойкости изображения в краску иногда добавлялась смола. Состав краски давал возможность создавать изображения на стенах, дереве и даже металле.

Темперными красками выполнены росписи саркофагов фараонов в Древней Греции. Темпера была популярна в Древнем Риме. Работали с темперой мастера Византийской империи. Особое распространение темпера получила среди иконописцев и мастеров, расписывающих стены храмов – изображения получались лаконичными, качественными и долговечными. Одной из знаменитых икон, выполненных темперой, является «Троица» Андрея Рублева, написанная в первой половине XV века.

До распространения письма маслом вплоть до XV-XVI вв. темперные произведения составляли основу станковой живописи в Европе. В России темпера преобладала вплоть до конца XVII века.

С темперой работали многие знаменитые мастера эпохи Возрождения: Боттичелли (1445-1510), Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), Микеланджело (1475-1564 гг.), Рафаэль (1483-1520 гг.) и др. Каждый из художников вносил свою лепту в совершенствование техники, изобретал свои приемы работы с темперой, нередко сочетая ее с другими видами краски. Живописцы научились смешивать красочные слои, добивались плавных переходов, делали акценты, играли со светотенями, делая картины более выразительными.

Выдающимся произведением, выполненным темперными красками, является «Весна» (1482 г.) Боттичелли. В работе над знаменитой «Тайной вечерей» (1495-1498 гг.) Леонардо да Винчи сочетал темперу с масляными красками. Темперу он использовал как быстросохнущую основу, масляные слои накладывались сверху.

В XIX-XX вв. после почти 4 веков забвения темперная живопись начинает возрождаться. К ней обращаются такие мастера, как Уильям Блейк, Эдвард Мунк, Джорджо де Кирико и др.